Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Семинар Е.З. Зиндера Ценности и риски в архитектуре и трансформации предприятий и их экосистем 27.02.2018

Опубликовано 19.02.2018

Слово ценность давно прописалось в учебниках по организационному развитию и управлению предприятиями. Термином ценность означаются предметы философии, общей культуры, налогообложения, ценообразования и т.д., а число определений ценности наверняка превышает число определений архитектуры. И в ближайшее время одного общепринятого определения ждать не приходится.

Поэтому цель данного сообщения / доклада (или группы сообщений) состоит не в скрупулёзном анализе массы источников и не в поиске «наилучшего определения», а в предложении набора прагматических толкований, методов и моделей, которые могут быть полезными инструментами при решении задач развития предприятий.

Контекстом являются разные бизнес-задачи развития предприятий (организаций) и их объединений и экосистем, в том числе те, в решении которых целесообразно применять архитектурный подход. В первую очередь, это задачи т. н. Цифровых Трансформаций (ЦТ), то есть изменений, заметно или даже очень сильно меняющих архитектуру предприятия для получения радикальных улучшений в эффективности предприятий, получаемых, в первую очередь, за счет «новых ИТ». (Точнее – за счет использования новых бизнес-моделей, опирающихся на возможности, которые даёт применение новых типов ИТ, развивающихся в последние годы.)

Из-за многообразия подходов к ценностям, а также к ряду других сущностей развития предприятий (таких, как организация, политика, стратегия, и некоторых других) предложенные трактовки и модели рассчитаны на применение в условиях разных управленческих традиций или школ орг. проектирования. Для этого модели, методы и даже определения строятся как открытые системы, применимые в виде «как есть», но допускающие гибкие адаптации в условиях конкретных предприятий.

 Первую часть серии сообщений предполагается организовать примерно так:

 

Вопрос №1. Зачем ценности?

Кратко и неформально вводится понятие ценность.

Предполагается, что участники семинара не раз сталкивались с понятием ценность применительно к проектированию орг. культуры, бизнес-архитектуры и т.д. Поэтому более строгие определения вводятся по мере необходимости их использования.

Приводятся примеры бизнес-задач, в которых надо работать с ценностями. Показывается, что в одной задаче надо иметь дело с разными ценностями, с ценностями разных типов разных субъектов (акторов, стейкхолдеров, участников). Говорится о возникающих при этом проблемах сравнения ценностей. Указывается на многообразие и многомерность ценностей, их источники, на эффекты субъективизации и релятивизма.

 

Вопрос №2. Что есть ценности?

Здесь уже больше говорится про используемые трактовки понятий (ценность и благо, политика и стратегия, модель ценности, возможно еще что-то). Вводимые определения рассматриваются как рабочие, нацеленные на построение и применение полезных моделей-инструментов широкого применения.

Указывается наличие различных сред и ситуаций проявления и восприятия ценностей. Показываются аспекты объективного, субъективного в ценностях, а также ситуативного и исторического, что делается на примере исследований трансформации ценностей новых поколений, вышедших и выходящих на рынок труда.

В случае достаточно быстрого продвижения по описываемому плану, представляются два примера архитектуры, ЦТ и работы с ценностями, в том числе (1) являющимися одновременно индивидуальными и «корпоративными», (2) несущими и позитив, и большие угрозы при применении популярных моделей «Цифровой экономики».

Основываясь на конкретном примере, актуальном для «цифровой экономики», вводится проблема рисков ЦТ (в том числе, рисков разрушения ценностей) и необходимость регулярного применения специфических процедур риск-менеджмента для ЦТ.

 

Вопрос №3. Как строить открытые модели ценностей?

Производится переход к структурированным, частично формализуемым моделям и системам ценностей. Показаны основания для построения многомерных моделей ценностей субъектов разных типов. Субъекты ценностей тоже указываются (частично вынесены на титульный рисунок).

Рассмотрены современные развития моделей Маслоу, Грейвза и Шульца. Вводятся дополнительные расширения этих моделей. Показано применение этих моделей для многомерного описания открытых моделей конкретных ценностей. (Некоторые другие исходные модели также могут упоминаться, т.к. потенциально могут быть использованы при развитии открытого пространства ценностей и открытых моделей ценностей.)

Определяется открытое пространство ценностей предприятия и его экосистемы, а также роль этого пространства в решении бизнес-задач развития. В связи с решением бизнес-задач говорится о формах и уровнях реализации ценностей – от элементарных до высших. Вводятся приемы, позволяющие помещать в это пространство и сравнивать между собой ценности, связанные с разными бизнес-сущностями в контекстах решаемых задач.

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Менеджмент рисков использования предложенной схемы сообщения. Сообщение как таковое рассчитано приблизительно на час, обычно примерно такое же время занимает обсуждение. Практика показала, что многие предлагаемые положения вызывают в ходе докладов / сообщений вопросы, требующие немедленного разбора. В этом случае существует высокий риск длительных задержек на обсуждение отдельных вопросов.

Для управления этим риском предлагается совместный выбор и выполнение одного их двух вариантов изложения: (1) все вопросы задаются и обсуждаются в конце сообщения; (2) обсуждения проводятся по мере возникновения вопросов, но с завершением сообщения по границе отведенного времени и с переносом незатронутых частей сообщения на будущее.